Русские сказки и этюдный метод: как устроен школьный театр «Фантазеры»

16.06.2023 15:35:50
Будущие актеры и их наставники рассказали, как выбирали спектакль для конкурса школьных театров «Живая сцена», и поделились впечатлениями от выступления.
Русские сказки и этюдный метод: как устроен школьный театр «Фантазеры»

На сцене центра развития творчества детей и юношества «Гермес» юные актеры и их преподаватели репетируют отрывок из спектакля «Под управлением любви». Эта постановка, названная строчкой из знаменитой песни Булата Окуджавы, буквально родилась в стенах театра «Фантазеры» и стала посвящением поэтам-шестидесятникам. Творческий замысел детей и их педагогов оценили высоко: в начале июня спектакль стал одним из лучших на Московском фестивале детских и молодежных театров «Живая сцена» в номинации «Драматический спектакль» направления «Школьная Мельпомена».

Победители фестиваля пригласили mos.ru за кулисы и показали, какой он, театр «Фантазеры», и чем сегодня живет, как родилась идея спектакля и почему актером можно стать даже в четыре года.

Не просто коллектив, а настоящая семья

На Тимирязевской улице в старинном здании из красного кирпича уже несколько лет работает центр творчества «Гермес».  Несмотря на летний сезон, на подходе к центру «Гермес» слышен детский смех и разговоры. Сейчас открыта интерактивная программа «Лето на планете “Гермес”» для юных москвичей, проводящих каникулы в городе. Поэтому на огороженной территории центра весело, шумно и многолюдно. Кто-то из детей крутит обруч на спортивной площадке, кто-то играет в вышибалы, другие ребята под присмотром вожатой мастерят поделки в тени деревьев — занятий и места хватает всем.

В двухэтажном здании ребята круглый год занимаются в разных кружках и секциях: музыкальных, хореографических, художественных, кулинарных. Миновав пост охраны, оказываемся в импровизированном театральном фойе, где нас встречает Галина Дюкалова, основатель и художественный руководитель коллектива «Фантазеры».

Галина Дюкалова. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Галина Дюкалова. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Наш театр существует больше 20 лет. Первые ученики уже давно выросли, многие из них окончили театральные вузы. Сегодня в нашем театре служат почти 200 человек — это наши педагоги и дети-артисты самого разного возраста. Репертуар у нас в основном сказочный: “Муха-цокотуха”, “12 месяцев”, “По щучьему велению”, “Сказки из волшебного сундучка”», — рассказывает Галина Дюкалова.

Подтверждением слов художественного руководителя служат многочисленные красочные афиши, которые украшают стены фойе. Здесь же две большие витрины с достижениями театра за год: с постановкой «Под управлением любви» «Фантазеры» побывали на многих фестивалях и привезли множество наградных статуэток, кубков и дипломов.

Фото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ru

Проходим мимо гардеробной, репетиционного зала с небольшой сценой и звукооператорской и попадаем в просторную гримерную с зеркалами по периметру и плакатами со сценами из спектаклей. На диване сидят и что-то обсуждают несколько девочек из старшей группы и двое мальчиков помладше.

«Я здесь, наверное, дольше всех уже: занимаюсь лет 11 или 12, с раннего детства. Больше всего мне нравится, что тут все со всеми общаются: ребята из младших групп со старшими, преподаватели с детьми, а дети с преподавателями. У нас все сплоченно и дружно», — говорит 17-летняя Соня Королева.

Соня Королева. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Соня Королева. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

С ней соглашается и Полина Плешова, которой 14 лет. По ее словам, их коллектив — это не просто группа единомышленников, а настоящая семья.

Особый подход ко всем ученикам

В «Гермесе» стать артистом театра может каждый ребенок: в «Фантазеры» нет специального отбора. Главное — желание творчески развиваться и узнавать новое. Самым юным актерам всего четыре года, родители приводят их сюда два раза в неделю на час.

«У детей в таком возрасте хорошо развито образное мышление. Скажешь им: “А теперь все бабочки!”, и они полетели. Со взрослыми это уже не работает, к ним у нас другой подход. Мне нравится выражение, что детство — это домик. И не каждый педагог может найти ключик к этому домику. Кто находит, у того все получается. Нам важно, чтобы у младших ребят не возникла боязнь сцены, поэтому все обучение проходит в игровой форме», — поясняет Галина Дюкалова.

Ребята из продвинутой (12–14 лет) и углубленной (14–17 лет) групп занимаются в театре четыре раза в неделю по два часа. Старших актеров уже учат по знаменитой системе Станиславского — так называемому этюдному методу. Как отмечает Галина Дюкалова, в школьных театральных студиях сейчас это редкость, поскольку обучаться таким образом долго и сложно. Задача ребят состоит не только в том, чтобы выучить слова и громко произнести их со сцены. Для создания объемного образа героя важно уметь найти в нем положительные стороны, если он отрицательный, и наоборот. Иными словами, нужно попытаться оправдать его, тогда можно привнести в роль что-то неповторимое.

Вместе с Галиной Дюкаловой, которая отвечает в «Фантазерах» за сценическую речь, в театре работают еще три преподавателя. Двое из них когда-то сами были воспитанниками творческого центра «Гермес». Например, Артем Леонов осваивал театральное искусство с шести лет, а в прошлом году окончил актерский факультет Московского государственного института культуры. Теперь он вернулся в «Фантазеры» педагогом по актерскому мастерству.

Ярослава Шмычкова и Артем Леонов. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Ярослава Шмычкова и Артем Леонов. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Я решил вернуться сюда после вуза, потому что мне было интересно попробовать преподавать. И Галина Константиновна меня очень звала. О том, что пришел в школьный театр, не жалею. Здесь я на своем месте. Я не просто преподаю ребятам, но и сам учусь у них чему-то. У нас происходит взаимный обмен энергией», — говорит молодой педагог.

У Ярославы Шмычковой, педагога по пластике и хореографа-постановщика «Фантазеров», детство и юность также тесно связаны с центром творчества «Гермес».

«Моя мама здесь работала методистом, а я с шести лет занималась в хореографическом коллективе. В какой-то момент Галина Константиновна взяла нас, танцующих ребят, помогать ей вести игровые программы. Я так втянулась, что позже меня пригласили и в спектакле поучаствовать. А потом, когда я уже выросла и окончила педагогический университет, вернулась сюда. Преподавала и в хореографическом коллективе, и в театре, помогала ребятам развивать пластику. Со временем у меня появился свой предмет — “Танец в искусстве актера”: мы с детьми ставим танцы к спектаклям и занимаемся сценическим движением», — поделилась хореограф.

Главное — творчество и индивидуальность

На сцене юные актеры вместе с педагогами прогоняют отрывок из спектакля-победителя «Под управлением любви». И хотя зрительный зал практически пуст, артистов это не смущает: они играют в полную силу. Закончив выступление, они делятся впечатлениями от подготовки к конкурсу и участия в нем.

«Поставить этот спектакль мы решили вместе с ребятами. Началось с того, что я попросила их принести на наши занятия стихи. А что могут принести подростки в 14–15 лет, которых волнует тема первой любви? Конечно, стихи Евтушенко, Вознесенского, Рождественского. А дальше я сказала: “Почему бы нам не углубиться в то время, когда жили эти поэты?” Так получился спектакль “Под управлением любви”. Это отражение эпохи шестидесятников. Действие происходит в маленьком дворике, где все друг друга знают. Герои молоды, полны жизни и любви. Хотелось сделать эту постановку как старую киноленту: со стихами, песнями, танцами. На победу, если честно, мы не рассчитывали, но, безусловно, рады, что в своей номинации стали первыми среди школьных театров Москвы», — отмечает Галина Дюкалова.

Фото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ruФото Ю. Иванко. Mos.ru

Сами ребята признаются, что еще не до конца осознали свою победу в конкурсе. И даже пересматривая запись церемонии награждения в театре «Геликон-опера», радуются как в первый раз.

«Открытый показ нашего спектакля проходил на сцене Дворца творчества в Зеленограде. По сравнению с нашим залом та сцена казалась очень большой, и выступать поначалу было непривычно. И, конечно, мы волновались, но наш художественный руководитель правильно нас настроила, и в итоге мы справились», — вспоминает Полина Плешова.

Полина Плешова. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Полина Плешова. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Полина, Соня и другие ребята из коллектива сейчас серьезно задумываются о своем будущем. Кто-то уже точно решил, что свяжет жизнь с театром, другие еще не определились.

Впрочем, художественный руководитель «Фантазеров» убеждена — станут ли ее подопечные профессиональными актерами или выберут другой путь, это неважно: «Всегда ребятам говорю: самое главное — сохранить индивидуальность, быть творческими и непохожими на других. А применить свои таланты можно и в работе повара, и в работе портнихи. И, конечно, важно оставаться хорошими людьми».

Набор в театр «Фантазеры» на новый учебный год идет прямо сейчас. Подать заявление можно на mos.ru.

В столице наградили победителей Московского фестиваля школьных театров «Живая сцена»Афиши, визитки и видеоуроки: как работает новый портал Содружества школьных театров Москвы

Источник: https://www.mos.ru/news/item/125312073/

Отправить комментарий, отзыв

Для цитирования используйте символ   >   в начале строки.

Пример, как цитировать:

>  Образование никому не нужно.
Нет. Хорошее образование всегда в цене!

Имя:
Комментарий:

Максимальный размер загружаемого файла = 20M





Последние новости города Москва

Москва

Москва - столица России и самый крупный мегаполис страны. Москва является историческим, политическим и духовным сердцем России. Москва является крупнейшей столицей Европы. Здесь очень много достопримечательностей, памятников истории и культуры, а также музеев мирового уровня.

Авторизация

Статистика

Яндекс.Метрика